» » Теремок в наследство

Теремок в наследство

Свои шесть соток я получил, уже уходя на пенсию. К тому времени мои двое детей обзавелись семьями. И хотелось в будущей даче иметь не только по отдельной комнате для каждой из них, но и общую гостиную, где можно всем собраться, кухню, мастерскую для занятий поделками. Предполагалось построить дом, не страдающий убогостью форм и низким качеством постройки.

Теремок в наследство Все проекты, которые мне удалось найти в литературе, не подходили по тем или иным причинам. Конструкции, имевшиеся тогда в продаже, были неинтересными. Поэтому свою дачу я проектировал и строил сам, тем более что средств нанять рабочих после покупки материала уже не хватало. Причем в моем распоряжении были материалы на постройку дома не те, которые хотелось иметь, а те, которые продавались в магазинах. Разработанный проект пришлось не раз корректировать по мере их приобретения и по ходу строительства.

Во время работы над проектом я прорисовал несколько вариантов домов и в случаях, когда идея нравилась, делал макет из ватманской бумаги в масштабе 1:20, что позволяло представить основные узлы, конструкции в целом.

Выбирая пропорции будущего дома, я попытался использовать часто применяемое в классической архитектуре соотношение размеров элементов сооружения, называемое «золотым сечением». Это соотношение (0,618...) я брал за основу при определении размеров дома и крыши, высоты и ширины окон, размеров (по горизонтали) веранды и дома и т.д.

Теремок в наследство Почвы на нашем участке глинистые, грунтовые воды высокие. Справочная литература рекомендует строить ниже глубины промерзания. Для Московской области это как минимум 1,5 м, а ленту фундамента такой глубины делать не было возможности. Фундамент я сделал глубиной 80 см на песчаной подушке толщиной 40 см. И после второй зимы, когда дом был готов, кое-где появились небольшие трещины, которые, к счастью, не повлияли в целом на прочность и устойчивость постройки.

Сам дом — из бруса, внутри его коробки — каркас, несущий на себе междуэтажные перекрытия из балок. После укладки 11 венцов я установил вертикальные стойки каркаса из двухкантного бруса (100x250 мм) и закрепил их откосами. Когда внешние стены дома поднялись до уровня потолка, я поставил вертикальные стойки, ограничивающие дверные проемы первого этажа, и уложил балки перекрытия из упомянутого двухкантного бруса. Затем поверх балок перекрытия укрепил половые лаги мансарды.

Половые лаги в южной части дома одним концом опирались на стену. Осадка сруба относительно неподвижного каркаса могла привести к нежелательным напряжениям в конструкции. Поэтому я предусмотрел возможность небольшого движения лаг вниз при усадке сруба и сделал полы чуть наклонными таким образом, чтобы при оседании коробки этот наклон самоустранился.

Стойки внутреннего каркаса к стенам сруба крепил временно с помощью ограничителей. После изготовления стойки я их снял, прибив предварительно стойки к стене гвоздями 200 мм. При установке стоек веранды необходимо было обработать брусья, выбрав пазы для стыковки со стенами.

Поскольку строить приходилось практически в одиночку, то особенно сложно было возводить каркас мансарды. Если вертикальные стойки, укосы и балки-прогоны я поставил достаточно быстро, то с треугольными фермами крыши пришлось попотеть. На перекрытии по шаблону сколачивал все фермы (в виде равнобедренных треугольников) и вершиной вниз опирал их основанием на прогоны.

Теремок в наследство Когда фермы были готовы, я ставил их на место, поднимая длинным упором вершину треугольника. Переставляя поочередно края ферм по прогонам, передвигал их к своему месту, выставлял строго вертикально и временно закреплял, приколачивая упоры к перекрытию. Упоры снимал, когда была прибита обрешетка и весь каркас был жестко связан.

После установки ферм перекрытия мансарды нарастил стропильные ноги (боковые стороны ферм) до стен сруба и затем крепил обрешетку из необрезной доски.

Не найдя в литературе описания технологии кровельных работ на краях крыши и по коньку, был вынужден изобретать свой способ их проведения. После установки обрешетки по ее фронтальным кромкам я закрепил полосы кровельного железа специальной формы. Коньковые элементы изготовил таким образом, чтобы их можно было вставлять в пазы, образованные загнутыми крючками листов на противоположных скатах, подобно крышке пенала.

Зонтик на трубе собирал последовательно снизу вверх из четырех элементов, которые скреплял замком, аналогичным используемому при изготовлении стальной кровли.

Полы в доме сделал из досок толщиной 50 мм, предварительно настелив черный пол из горбыля. Утеплителем между чистым и черным полами стали плиты из стекловаты. Стены сруба изнутри и потолок обшил твердыми ДВП, а затем досками толщиной 25 мм. На лицевой поверхности каждой из досок обшивки шпунтубелем сделал по две неглубокие продольные декоративные канавки.

Чтобы сэкономить материал, нарезал доски как можно большей ширины (от 100 до 250 мм), полагая, что усушка будет небольшой, поскольку около года сохли в укрытии. Но экономии не получилось: через 2,5—3 года усушка стала заметной, и пришлось затем ломать голову, как бороться с образовавшимися щелями. Поэтому советую начинающим дачникам не использовать для отделки внутренних помещений широких досок.

Двери и рамы окон я изготовил самостоятельно, связав рамы из досок толщиной 50 мм. В дверном полотне в качестве филенок использовал твердые ДВП, оклеенные пленкой «под дерево».

Чтобы избежать перекоса дверей под собственной тяжестью, по углам дверного полотна я укрепил виньетки, вырезанные из обрезков досок. Рисунок виньеток прост, но они потребовали оформления комнат. Для равновесия стиля на потолке и стенах комнат по углам сделаны декоративные рамки с виньетками, аналогичные дверным. Кстати, размеры сторон декоративных рамок также были выбраны в пропорции «золотого сечения».

Теремок в наследство Чтобы украсить дом снаружи, окна и двери я отделал наличниками, а на лоджии установил резные колонны. На этой стадии работ от закупленных пиломатериалов остались одни обрезки. Поэтому пришлось немного схитрить. Элементы колонны и наличников, что покрупнее, собраны из более простых фрагментов. Собранные в единое целое, они создают картину монолитных деталей.

Сложный рисунок наличников на окнах выпилил лобзиком и затем обработал стамеской. Раскрасил выпиленный рисунок в два цвета. Таким образом удалось добиться впечатления сложной резьбы.

Лоджия на первом этаже, сделанная в северной части дома, оказалась очень удобной для отдыха в летнюю жару, игр детей в ненастную погоду и для утреннего кофе. А камин в общей большой комнате, где вечерами собирается наше многочисленное семейство, создает тот милый сердцу уют и комфорт, о которых так или иначе мечтает, видимо, каждый.

По материалам журнала "ДОМ" и сайта drevmag.ru
Дата размещения: 9-01-2012, 14:11

Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько будет 2+2? Ответ в формате цифр.
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: